28 апреля 2021 года в дистанционном формате прошел методический семинар по теме «Формирование и оценка читательской грамотности»
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Комиссарова Людмила Александровна,
заместитель директора
МБОУ «СОШ №1» г. Усть-Илимска
Представляем материалы методического семинара
«Формирование и оценка читательской грамотности»
Определяя тему семинара, мы исходим из понятий «функциональная грамотность», «читательская грамотность» , рассматриваем функциональную грамотность и как международную проблему нахождения путей сформированности функциональной грамотности ( проблему всех стран ), и проблему, конкретно решаемую нашими педагогами. Нами принято, что функциональная грамотность состоит из 2 компонентов: интегративный компонент и предметный компонент.
К понятию «Читательская грамотность»:
- Читательская грамотность отражает потребность человека в читательской деятельности.
- Определяет готовность к смысловому чтению ( как восприятию письменных текстов, , анализу, оценке, интерпретации текста, обобщению).
- Читательская грамотность — это способность извлекать информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей , это умение ориентироваться в жизненных ситуациях. Исследования (PISA) и другие показали, что умения понимать и использовать информацию, полученную из текста, существенно влияют на жизнь, на судьбы людей, их благополучие.
Сегодня педагогами переосмыслены учебные программы, учителя активно включают в образовательный процесс задания по новым моделям обучения, дополняют демоверсии ГИА, выбирают учебники, помогающие достичь намеченных целей.
Определена общая проблема: снижение культурного уровня чтения
Международный уровень-70%
В России – 30-40%
Предполагаемые результаты проекта:
- Повышение качества образования в рамках реализации действий школы в формировании читательской грамотности: образовательная стратегия – взаимодействие с семьей – школьный климат – преподавательские умения и учебные стратегии – учебная мотивация – эффективность обучения.
- Выстроенная система условий формирования читательской грамотности обучающихся, возможность ее переноса
Индикаторы проекта:
- Положительная динамика качества прохождения внутренних и внешних мониторинговых процедур в сравнении с входным контролем по уровням сформированности читательской грамотности (обозначенные 3 группы умений):
- Низкий — менее 50% выполнения – «2»;
- Оптимальный -50%-70% выполнения -«3»;
- Достаточный — 70%-90% выполнения — «4»;
- Высокий — 90%-100% — выполнения -«5».
2. Выполнение плана реализации проекта 80%;
3. Занятость обучающихся в реализации предметов и курсов урочной внеурочной деятельности по тематике формирования читательской грамотности (80%);
4. Количество педагогов, использующих технологии, методические приемы, образовательные практики в рамках реализации современных концепций преподавания по формированию читательской грамотности -90%;
5. Вовлеченность родителей в реализацию проекта (совместные мероприятия) — 50%.
Вашему вниманию предлагаем 3 блока семинара:
1. Введение в тему семинара
Комиссарова Л.А., заместитель директора МБОУ «СОШ №1» — «Читательская грамотность школьника как базовая составляющая функциональной грамотности»
Шаткулеева Т.В., учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1» — Междисциплинарная программа МБОУ «СОШ № 1» «Формирование читательской грамотности»
2. Эффективные практики, способствующие формированию читательской грамотности
Шестакова Н.А, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1» — Технология продуктивного чтения (правильного типа читательской деятельности). Фрагмент урока литературного чтения в 3 классе «В.И.Дмитриева «Малыш и Жучка» (просмотреть…)
Абрамова Т.Д., учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1» — Приемы работы с текстом, направленные на формирование навыка чтения. Фрагмент урока литературного чтения во 2 классе «Обобщение по разделу: «Писатели — детям»(вступление просмотреть…)
Менжурова Г.Н., учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1» — Технология критического мышления. Приемы работы с текстом на уроках окружающего мира. Фрагмент урока окружающего мира в 4 классе «Россия во времена правления Екатерины II» (просмотреть…)
Пасынкова Е.Н., педагог-психолог МБОУ «СОШ №1» — Формирование осознанного чтения у детей с ОВЗ. Прием «Соты» (просмотреть…)
Шаманаева И.Б., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1» — Приемы развития читательской грамотности как стратегии смыслового чтения (просмотреть…)
Палехина Н.В., учитель ОБЖ МБОУ «СОШ №1» — Формирование читательской грамотности через ситуационные задачи на уроках ОБЖ (просмотреть…)
Ленская Н.Б., учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №1» — Учебно-исследовательская деятельность как способ формирования читательской компетенции школьников (просмотреть…)
3. Оценка читательской грамотности обучающихся
Шаткулеева Т.В., учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1», Быкова И.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1» — Оценка читательской грамотности обучающихся школы в рамках реализации междисциплинарной программы «Формирование читательской грамотности» (просмотреть…)