28 апреля 2021 года в дистанционном формате прошел методический семинар по теме «Формирование и оценка читательской грамотности»

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Комиссарова Людмила Александровна,

заместитель директора

МБОУ «СОШ №1» г. Усть-Илимска

Представляем материалы методического семинара

«Формирование и оценка читательской грамотности»

 

 

Определяя тему семинара, мы исходим из понятий «функциональная грамотность», «читательская грамотность» , рассматриваем функциональную грамотность и как международную проблему нахождения путей сформированности функциональной грамотности ( проблему всех стран ), и проблему, конкретно решаемую нашими педагогами. Нами принято, что функциональная грамотность состоит из 2 компонентов: интегративный компонент и предметный компонент.

 

 

 

 

 

 

К понятию «Читательская грамотность»:

  1. Читательская грамотность отражает потребность человека в читательской деятельности.
  2. Определяет готовность к смысловому чтению ( как восприятию письменных текстов, , анализу, оценке, интерпретации текста, обобщению).
  3. Читательская грамотность — это способность извлекать информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей , это умение ориентироваться в жизненных ситуациях. Исследования (PISA) и другие показали, что умения понимать и использовать информацию, полученную из текста, существенно влияют на жизнь, на судьбы людей, их благополучие.

Сегодня педагогами переосмыслены учебные программы, учителя активно включают в образовательный процесс задания по новым моделям обучения, дополняют демоверсии ГИА, выбирают учебники, помогающие достичь намеченных целей.

 

 

Определена общая проблема: снижение культурного уровня чтения

Международный уровень-70%

В России – 30-40%

 

 

 

 

 

Предполагаемые результаты проекта:

  1. Повышение качества образования в рамках реализации действий школы в формировании читательской грамотности: образовательная стратегия – взаимодействие с семьей – школьный климат – преподавательские умения и учебные стратегии – учебная мотивация – эффективность обучения.
  2. Выстроенная система условий формирования читательской грамотности обучающихся, возможность ее переноса

Индикаторы проекта:

  1. Положительная динамика качества прохождения внутренних и внешних мониторинговых процедур в сравнении с входным контролем по уровням сформированности читательской грамотности (обозначенные 3 группы умений):
  • Низкий — менее 50% выполнения – «2»;
  • Оптимальный -50%-70% выполнения -«3»;
  • Достаточный — 70%-90% выполнения — «4»;
  • Высокий — 90%-100% — выполнения -«5».

2. Выполнение плана реализации проекта 80%;

3. Занятость обучающихся в реализации предметов и курсов урочной внеурочной деятельности по тематике формирования читательской грамотности (80%);

4. Количество педагогов, использующих технологии, методические приемы, образовательные практики в рамках реализации современных концепций преподавания по формированию читательской грамотности -90%;

5. Вовлеченность родителей в реализацию проекта (совместные мероприятия) — 50%.

Вашему вниманию предлагаем 3 блока семинара:

1. Введение в тему семинара

Комиссарова Л.А., заместитель директора МБОУ «СОШ №1» — «Читательская грамотность школьника как базовая составляющая функциональной грамотности»

Шаткулеева Т.В., учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1» — Междисциплинарная программа МБОУ «СОШ № 1» «Формирование читательской грамотности»

2.  Эффективные практики,  способствующие формированию читательской грамотности

Шестакова Н.А, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1» — Технология продуктивного чтения (правильного типа читательской деятельности). Фрагмент урока литературного чтения в 3 классе «В.И.Дмитриева «Малыш и Жучка» (просмотреть…)

Абрамова Т.Д., учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1» — Приемы работы с текстом, направленные на формирование навыка чтения. Фрагмент урока литературного  чтения  во 2 классе «Обобщение по разделу: «Писатели — детям»(вступление просмотреть…)

Менжурова Г.Н., учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1» — Технология критического мышления. Приемы работы с текстом на уроках окружающего мира. Фрагмент урока окружающего мира в 4 классе «Россия во времена правления Екатерины II» (просмотреть…)

Пасынкова Е.Н., педагог-психолог МБОУ «СОШ №1» —  Формирование осознанного чтения у детей с ОВЗ. Прием «Соты» (просмотреть…)

Шаманаева И.Б., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1» — Приемы развития читательской грамотности как стратегии смыслового чтения (просмотреть…)

Палехина Н.В., учитель ОБЖ МБОУ «СОШ №1» — Формирование читательской грамотности через ситуационные задачи на уроках ОБЖ (просмотреть…)

Ленская Н.Б., учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №1» — Учебно-исследовательская деятельность как способ формирования читательской компетенции школьников (просмотреть…)

3.  Оценка читательской грамотности обучающихся

Шаткулеева Т.В., учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1», Быкова И.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1» — Оценка читательской грамотности обучающихся школы в рамках реализации междисциплинарной программы «Формирование читательской грамотности» (просмотреть…)