Муниципальный Центр электронного и смешанного обучения
Соловьева Юлия Евгеньевна,
руководитель муниципального Центра электронного и смешанного обучения
Городская методическая тема на 2023-2024 учебный год: реализация и совершенствование механизмов формирования, сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов педагогических и управленческих кадров как основного инструмента непрерывного повышения профессионального мастерства, обеспечивающего его индивидуализацию
Методическая тема Центра ЭСО: Сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов педагогов как основного инструмента непрерывного повышения профессионального мастерства в направлении технологий электронного и смешанного обучения в условиях обновленного ФГОС.
Цель: Продвижение в образовательном пространстве города лучших практик электронного и смешанного обучения.
Задачи:
- Совершенствование существующих и внедрение в практику инновационных технологий цифрового и смешанного обучения в контексте обновленных ФГОС с целью повышения качества учебного процесса
- Создание условий для обмена успешного практического опыта в рамках заседаний Центра ЭСО
- Создание условий для масштабирования накопленного практического опыта на различных уровнях
План работы на 2022-2023 учебный год (просмотреть…)
План работы на 2021-2022 учебный год (просмотреть…)
2022-2023 учебный год
30.11.2021г. №2: «Инструменты и практики смешанного обучения»
Присутствовало 26 человек из следующих общеобразовательных организаций:
Повестка:
- «Технологии смешанного обучения (перевернутый класс и ротация станций) на уроках английского языка», Лобанова Елена Александровна, учитель иностранного языка МБОУ «СОШ № 15» (предметная направленность – английский язык);
- «Использование case-метода при реализации модели смешанного обучения Перевернутый класс», Белоусова Татьяна Геннадьевна, учитель английского языка МАОУ «СОШ №11» (предметная направленность – английский язык);
- «Конструирование занятий для подготовки к ГИА /Перевернутый класс», Лысцова Ольга Ивановна, учитель химии, директор МАОУ «СОШ № 11» (предметная направленность – химия);
- «Конструирование занятий для подготовки к ГИА /Ротация станций», Бельская Светлана Александровна, учитель математики МАОУ «СОШ № 11» (предметная направленность – математика).
- Разное.
Решили:
Архив:
11.11.2021г. №1
Присутствовало 26 человек из следующих общеобразовательных организаций: МАОУ «СОШ №12» им. Семенова В.Н., МБОУ «СОШ № 15», МАОУ «Городская гимназия N1», МАОУ «СОШ № 11», МАОУ «СОШ №14», МБОУ «СОШ №17», МАОУ «СОШ № 13 им. Янгеля МК.», МАОУ «СОШ №5», МАОУ «СОШ № 7 имени Пичуева Л.П.», МБОУ «СОШ № 2», МАОУ «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс», МАОУ «СОШ № 9»
Повестка:
- План работы Центра ЭСО на 2021 -2022 учебный год.
- Доклад «Смешанное обучение в профессиональной деятельности учителя».
- Перловская О.А., Мастер-класс «Конструктор уроков в смешанном обучении»
Решили:
- Положительно одобрить план работы на 2021-2022 учебный год.
- В 2021-2022 учебном году продолжить работу над изучением новых форматов и инструментов смешанного обучения.
- Одобрить опыт Перловской Оксаны Александровны, как положительный, рекомендовать его для применения при разработке уроков, а также рекомендовать его для трансляции на региональном уровне.
Полный текст протокола (просмотреть…)
13.01.2022г. №2
Присутствовало 15 человек из следующих общеобразовательных организаций: МАОУ «СОШ №12» им. Семенова В.Н., МБОУ «СОШ №2», МАОУ «СОШ № 5», МАОУ «Городская гимназия N1», МАОУ «СОШ № 11», МАОУ «СОШ №14», МАОУ «СОШ № 7 имени Пичуева Л.П.», МАОУ «СОШ № 9»
Повестка:
- План работы Центра ЭСО на II полугодие 2021 -2022 учебного года
- Доклад «Как научить детей решать межпредметные задачи».
- Мастер-класс «Класстайм- ваш путь к успеху учеников»
- Мастер-класс «Создание вариативных тестов в Дневнике.ру»
- Мастер-класс «Интерактивная инструкционная pdf карта»
Решили:
- Положительно одобрить план работы на II полугодие 2021-2022 учебного года.
- Продолжить работу над изучением новых форматов и инструментов смешанного обучения.
- Одобрить опыт Лысцовой О.И., как положительный, рекомендовать его для применения при разработке уроков, а также рекомендовать его для трансляции на региональном уровне.
- Одобрить опыт работы Бельской С.А., как актуальный, рекомендовать его для применения в преподавательской деятельности учителя.
- Одобрить опыт работы Ивановой Н.В., как эффективный, рекомендовать к применению при создании стандартизированных КОП.
- Одобрить опыт Соловьевой Ю.Е., как актуальный, рекомендовать к применению в преподавательской деятельности учителя.
Полный текст протокола (просмотреть…)
12.05.2022г. №3
Присутствовало 12 человек из следующих общеобразовательных организаций: МАОУ «СОШ № 11», МАОУ «СОШ №14», МАОУ «СОШ № 7 имени Пичуева Л.П.», МБОУ «СОШ № 15», МАОУ «Городская гимназия № 1», МАОУ «СОШ № 9»
Повестка:
- Итоги работа Центра ЭСО за2021 -2022 учебный год.
- План работы Центра ЭСО на 2022 -2023 учебный год.
Решили:
- Положительно одобрить план работы на 202-2023 учебный год
- В 2022-2023 учебном году продолжить работу над изучением новых форматов и инструментов смешанного обучения как средства внедрения ФГОС нового поколения в образовательный процесс школ города
Полный текст протокола (просмотреть…)
Анализ работы за 2021-2022 учебный год (просмотреть…)
Представляем вам кейс Как обеспечить непрерывность процесса обучения через сетевое взаимодействие. Цель данного кейса создание единого образовательного пространства по развитию и сопровождению самостоятельной учебной деятельности обучающихся с использованием инструкции пошаговых действий (инструкционная карта) на учебном занятии в гибридном формате. Такое сетевое взаимодействие (онлайн) позволит восполнить дефицит педагогических кадров города Усть-Илимска и Усть-Илимского района и достигнуть высокого качества результатов образования учащихся.
Перед педагогическим коллективом нашей организации возникли следующие проблемы:
-Как повысит качество обучающихся при изучении общеобразовательных программ, сформировать функциональную грамотность у учащихся, руководствуясь ФГОС.
-Но это проблема не единственная в нашей организации, так как с ухудшением эпидемиологической обстановки вступали в действие ограничительные меры и не все учащиеся могли присутствовать в школе.
-Да и старые способы и технологии обучения перестали интересовать «современного» ребенка, который очень хорошо ориентируется в цифровом пространстве.
-И перед педагогом обозначилась проблема: развитие своих компетенции в использовании электронных ресурсов и цифровых платформ, чтобы достичь результатов в обучении.
Наш коллектив пришел к решению, что мы создадим единое образовательное пространство, где будем по развивать и сопровождать самостоятельную учебную деятельность обучающихся, при этом будем использовать инструкции пошаговых действий (инструкционная карта) на учебном занятии в гибридном формате
В период пандемии наша образовательная организация нашла наиболее удобный формат проведения уроков. Но сколько бы ни существовало моделей и технологий в образовании, коллектив нашего учреждения пришел к одному мнению, что останавливать образовательный процесс нельзя.
Задачи:
- Сформировать единые методические требования в реализации единых подходов в технологии дистанционного взаимодействия учителя и обучающегося с использованием инструкции пошаговых действий (инструкционных карт)
- Подготовить материально техническую базу по обеспечению деятельности образовательного учреждения в таком формате.
Рассмотрев все технические возможности в нашей организации, педагогический коллектив принял решение об использовании гибридного обучения. Гибридное обучение включает в себя несколько форматов. Каждый из которых можно выбрать в зависимости от существующей эпидемиологической обстановки.
При реализации общеобразовательных программ в гибридном формате у учителя формируются компетенции, которые позволяют профессионально и грамотно планировать урок с использованием электронных ресурсов и применением цифровых образовательных технологий, а также умениями сопровождать самостоятельную деятельность обучающихся.
Приказ Министерства образования и науки РФ № 816 от 23.08.2017 Об утверждении применения общеобразовательными организациями электронного обучения и дистанционных технологий позволил педагогам организовать непрерывный процесс обучения в сложившихся ситуациях. Но необходимо помнить, что дистанционное обучение — это общение учителя и ученика в реальном времени, для этого удобен гибридный формат урока с сопровождением инструкционной карты.
Таким образом, нашей школой была разработана карта по сопровождению учебного занятия при реализации общеобразовательных программ в гибридном формате урока.
Остановимся на организации учебного занятия.
Педагогический замысел базируется на организации в такой форме учебного занятия, где создается единое образовательное пространство. В нашем понимании (педагогического коллектива) самостоятельная учебная деятельность — такая учебная деятельность, при которой учащиеся фиксируют результат, который они должны достичь или к которому они должны прийти, ставят задачу и осмысленно планируют свои действия в достижении этого результата. Учитель опосредованно сопровождает процесс самостоятельного действия обучающихся, предоставляя ученику схему (инструкцию), а затем в условиях системного уменьшения прямой помощи учителя, учащиеся выполняют задания, способствующие сознательному и прочному усвоению знаний, формированию компетенций и мотивации на познавательную активность.
Одной из задач учителя является произвести трансформацию электронных образовательных ресурсов в инструкционную карту, с учетом и указанием всех операций, их составных частей, с максимально полным отражением их последовательности, для этого необходимо использовать платформы, утвержденные приказом № 231 от 01.04.2020г. «Утверждение перечня используемых электронных образовательных ресурсов в МАОУ «СОШ № 11».
При организации самостоятельной деятельности учащихся, учителю необходимо использовать формы самостоятельного контроля освоения учебного материала. Электронные платформы позволяют обучающимся самостоятельно оценить уровень овладения материалом. Выполнение домашней работы организуется с использованием цифровых образовательных платформ.
согласно Приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации № 882 от 05.08.2020 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» педагогический коллектив школы 11 города Усть-Илимска готов реализовать ООП на учебных занятиях через сетевое взаимодействие.
При реализации ООП наше образовательное учреждение в прошлом учебном году смогло качественно организовать учебный процесс для учеников, которые болели, находились на карантине или уезжали из города по семейным обстоятельствам и т.д. Учитель, соблюдая расписание уроков и находясь на рабочем месте, одновременно ведет урок с учениками, присутствующими на уроке и теме, кто отсутствует или находится на учебном занятии в режиме онлайн (через ZOOM). Апробация учителями такой учебно-организационной формы занятия позволила сделать вывод, что у учителя на уроке может присутствовать одновременно не 25 обучающихся, а 50 и более. Учитель, использующий такую практику, может эффективно работать в дистанционно используя сетевую форму реализации образовательных программ. Для этого необходимо:
- технически обеспеченное и хорошо организованное рабочее место учителя;
- умение учителя разрабатывать инструкционную карту пошаговых действий обучающихся, отвечающую всем требованиям методических рекомендаций;
- организовывать деятельность обучающихся с применением технологии сопровождения самостоятельной деятельности обучающихся.
При реализации проекта, необходимо руководствоваться нормативно-правовыми актами и федеральными законами и разработать положение, которое определяет порядок реализации сетевого взаимодействия. Нашей школой также разработано положение о сетевом взаимодействии.
Для решения задач при реализации проекта были проведен подготовительный этап, основные мероприятия и будет проведен заключительный этап.
На Подготовительном этапе (март 2019)
- Проведены Лекционные занятия по ШМО. Для повышение информационной компетенции учителя по создания инструкционной карты к уроку. Которые отвечают теории и методики.
- Организованы Семинары по обмену опытом:
- Запущена Апробация инструкционных карт в дистанционном обучении 4 четверти 2019-2020 год
- Составлен Анализ деятельности педагогов и выработка общих положений использования инструкционных карт в образовательном процессе (май, август 2020)
С 2019 по 2022 год проходят Основные мероприятия
- Создание банка инструкционных карт, способствующего повышению качества образования в школе (в течение 2019-2021 года)
- Изучение потребностей кадрового педагогического состава
Цель данного этапа – создание рабочей группы школы в рамках сетевого взаимодействия.
Для развития профессиональной компетенции педагоги нашей образовательной организации активно принимают участие в работе «Центра электронного и смешанного обучения». Работа данного цента позволяет учителям осваивать информационные технологии и умело использовать их при конструировании урока, повышая мотивацию обучения учащихся.
На Заключительном этапе (2022-2023) происходит
- Оценка эффективности реализации совместных образовательных программ в сетевой форме.
- Координация мероприятий по реализации образовательных программ, контроль выполнения учебного плана, организация итоговой аттестации.
Следующим этапом реализации педагогического замысла является предложение образовательным организациям (партнерам) имеющим дефицит педагогических кадров в рамках оказания услуги по организации и осуществлению образовательной деятельности в сетевой форме реализации образовательных программ
Надеемся наше выступление привлекло ваше внимание, и вы готовы к дальнейшему сотрудничеству.
Заседание №2 30.11.2022г. (просмотреть трансляцию…)
Архив Центра ЭСО (перейти…)
Все материалы данного раздела размещены с личного согласия педагогических работников и не противоречат Федеральному закону «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ.